israelinfo - Израиль на ладони

Новости Израиля

Новости в одну строку

Новости в одну строку
  • //
  • //
  • Может ли считаться взяткой победа на выборах? Новые факты из «дела 4000»
Право 8 ноября 2019

Может ли считаться взяткой победа на выборах? Новые факты из «дела 4000»

Фото Hadas Parush/Flash90

После скандала вокруг «незаконного давления» на Нира Хефеца, поднятого защитниками Биньямина Нетанияху, два центральных телеканала опубликовали новую порцию «ударных» материалов из «дела 4000», на основании которых прокуратура решила предъявить премьер-министру обвинение именно в получении взяток, а не в более легких правонарушениях.

В четверг вечером Равив Друкер, а в пятницу — корреспондент «Хадашот 12» Гай Пелег обнародовали записи разговоров владельца «Безек» и сайта Walla Шауля Аловича с гендиректором сайта Иланом Ешуа. На взгляд рядового зрителя, не знакомого с тонкостями уголовного права, опубликованные разговоры не оставляют сомнений в коррупционном характере отношений между министром связи Нетанияху и владельцем телефонной монополии Аловичем. Алович, по крайней мере, видел ситуацию именно так и откровенно объяснял ее своему гендиректору, убеждая его в необходимости «ублажать» супругов Нетанияху ради благополучия бизнеса.

Защитники Биньямина Нетанияху часто повторяют ключевой аргумент защиты по «делу 4000» — «нельзя считать взяткой пару доброжелательных статей в СМИ». Адвокаты премьер-министра нашли даже американских экспертов, объявивших намерение прокуратуры судить Нетанияху за стремление получить доброжелательное освещение в прессе тяжкой угрозой демократии — дескать, отношения между политиками и СМИ — тонкая материя, и полиция не должна вторгаться в эту сферу.

Однако, как следует из публикации Гая Пелега, и Алович, и Ешуа прекрасно сознавали высочайшую ценность предоставленной им Нетанияху возможности управлять редакционной политикой второго по популярности ивритоязычного сайта в период выборов — и не сомневались, что сайт Walla сыграл важную роль в победе Нетанияху в 2015 году.

Победа была неожиданной: все опросы говорили о преимуществе «Сионистского лагеря», и «Ликуд» вырвался вперед только в день выборов. В этот день по требованию Нетанияху Илан Ешуа отдал указание поставить в качестве главной новости на сайте видеообращение премьер-министра со знаменитым предостережением: «Арабы толпами едут на избирательные участки, власть правых в опасности». Этот ролик провисел наверху несколько часов и, как потом отмечали, сыграл решающую роль в мобилизации «правого» электората — явка избирателей «Ликуда» выросла в последние часы перед закрытием участков.

В разговорах с Ешуа Шауль Алович радовался, что сумел угодить премьер-министру, и рассказывал, как его полюбили после дня выборов на улице Бальфур. «Еще бы, вы подарили ему выборы», — ответил Ешуа.

Получив мандат на формирование правительства, Нетанияху включил в коалиционные соглашения собственное условие: он оставляет портфель министра связи в своих руках. Вскоре он назначил гендиректором ведомства своего доверенного помощника Шломо Фильбера. Прежний гендиректор Ави Бергер, по данным следствия, был уволен по требованию Аловича.

Адвокаты Нетанияху настаивают, что все решения относительно «Безека», принимавшиеся руководством министерства связи, соответствовали рекомендациям экспертов ведомства. Опубликованные Гаем Пелегом записи показывают, однако, что владелец «Безека» видел ситуацию совсем по-другому. Он рассказывал Ешуа, что назначенец Нетанияху радикально изменил атмосферу в министерстве связи и держит в узде недружественных к телефонной монополии подчиненных, оставшихся «в наследство» от уволенного Бергера.

«Как только он (Фильбер) там, все совсем по-другому. Он (Фильбер) кричит на всех них, уничтожает их всех… А как только встреча без него — трах! — и все снова меняется… Ему там пока тяжело, но он делает свое дело. Он как бульдозер — все переворачивает. Он (Бергер) оставил там… Ну, ты знаешь, что он там оставил».

Разговоры с Ешуа, опубликованные Равивом Друкером в четверг, иллюстрируют глубину вмешательства четы Нетанияху в редакционную политику Walla. Гендиректору диктовали не только информационную повестку дня, но и состав авторов, которых должен публиковать сайт. Рекомендации супруги премьер-министра передавала Илану Ешуа жена магната Ирис Алович, сблизившаяся в тот период с Сарой Нетанияху. В ноябре 2016 года она сообщила, что «там (на улице Бальфур) на нас гневаются» и передала имена желательных для четы Нетанияху журналистов. Ешуа без пререканий записал имена: Гай Бехор, Эрез Тадмор (основатель «Им Тирцу») и Шимон Рыклин. «Сегодня же им позвоню», — пообещал гендиректор сайта.

«Нужно все исправлять быстро», — наставляла Ирис Алович. — «Этот человек (Нетанияху) останется еще надолго. Я сказала Шаулю: ради группы («Безек» — Walla) я готова продать душу дьяволу. Я на это готова. Чтоб ты понял, мне это стоит здоровья».

Все эти записи, ставшие основой уголовного «дела 4000», принес в полицию сам Илан Ешуа. Осознав, что втянут в противозаконную деятельность, он начал документировать все свои переговоры с владельцем сайта и хранить записи. Шауль Алович также понимал, что нечист перед законом: он напоминал собеседнику о необходимости стирать переписку после каждого разговора.

Понравилась новость?  Порекомендуйте друзьям:

Заметили ошибку в тексте? Выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter

Еще в разделе «Право»


Условия использования информации News.IsraelInfo.co.il — Новости в Израиле © 2003 — 2019
Система Orphus